
Но как же правильно выучить стишок с ребенком, который посещает занятия с логопедом, да так, чтобы ребенок красиво его рассказал?
С детьми, имеющими нарушения речи, необходимо сначала поработать над словами, где сложная слоговая структура: много слогов, есть стечения (несколько идущих подряд) согласных. Поэтому, сложные слова нужно прохлопать.
Дальше в процессе заучивания стихотворения наизусть, мы уже не проговариваем слова по слогам, а делим предложения (или стихотворную строчку) на слова. Одно слово - один хлопок ладонью по столу, второе слово - удар ладонью второй руки по столу, и дальше чередуем руки в процессе проговаривания предложения. И так весь текст от начала до конца. В процессе многократных повторений ребенок запоминает стихотворение, не нарушая слоговую структуру, не пропускает окончания и не меняет их.
У детей с дефектами звукопроизношения стереотипы неправильного произношения слов, предложений очень стойкие. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.
Автоматизировать звук — это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. Автоматизация звука проходит в строгой последовательности, осуществляется от простого к сложному, от легкого к трудному. Последним этапом является отработка звука в стихотворениях и чистоговорках.
Детям, с которыми логопед автоматизирует поставленные звуки, нужно заучивать стих, выделяя и проговаривая поставленные звуки сразу же при заучивании, если выучить стих без поставленного звука, то переучить ребенку будет очень сложно.
Если ребенок в стихотворении сильно выделяет звук в словах (например, долго произносит звука Р), не нужно на это обращать внимание, наоборот, следует похвалить ребенка за верное произношение поставленного логопедом звука.
Учите стихи с удовольствием, и рассказывайте их красиво!!!
Автор статьи
учитель-логопед Малюк В.М.